Наверняка многим может показаться, что основной бизнес компании Volvo, продажа легковых автомобилей. На самом деле, основу стабильности шведского концерна составляет подразделение Volvo Trucks, создающее грузовики Volvo. А в основе каждого грузовика, по понятным причинам лежит дизельный двигатель. Именно по этой причине, подразделение Volvo Penta, производит около шестидесяти процентов яхтенных дизельных двигателей. По словам экспертов, дизели Volvo немного шумноваты, зато удивительно надежны, что и требуется в море от всего что туда попадает от двигателя до человека. Поэтому и существование регаты Volvo, - дело обыденное. Вольво и яхты неразлучны.
По легенде, идея создать кругосветную парусную гонку, пришла в голову двум скучающим джентльменам, друзьям, один из которых был отставной адмирал флота Отто Шнайдер, а второй – владелец пивоваренного завода Билл Уитбред, в самой обычной пивной Портсмута. И в самом деле, чем могут заниматься джентльмены на пенсии? Ходить на яхте вокруг света. Так они и поступали до исторического заседания в пивной. Двум друзьям пришло в голову облечь кругосветное путешествие в гонку.
Что бы не откладывать в долгий ящик задуманное, друзья позвали своих друзей, те своих и 8 сентября 1973 года, семнадцать лодок отправились в рискованное путешествие вокруг света. Спонсором гонки по понятным причинам выступила компания Whitbread. Спонсорский пакет первой гонки заключался в шестистах банках пива на каждый экипаж.
Всю дистанцию гонки, организаторы разбили на несколько этапов – Портсмут – Кейптаун – Сидней - Рио де Жанейро, и обратный переход в Портсмут. Гонка получившая название "Whitbread Round the World Race", стала революцией в истории парусного спорта: впервые яхты-участницы надолго ушли от побережья в открытый океан. Это было нелегкое путешествие, его участники переживали нечеловеческие страдания от холода и недосыпания, преодолевали гигантские волны и штормовой ветер. Из 17 лодок к начальной точке маршрута вернулись только 14. Победителем состязания признана небольшая мексиканская яхта «Sayula II». Она вернулась в тот же порт, преодолев дистанцию в 27 500 миль за 133 дня 13 часов.
И пошло-поехало. В периодичностью в четыре года, из легендарного Кауса, под звуки пушек Королевского эскадрона, раз за разом стали отправляться смельчаки в погоне за скоростью.
В Советском Союзе о кругосветной гонке Whitbread можно было прочитать только в единственном тогда журнале «Катера и яхты». С началом перестройки, идеи по участию наших яхтсменов в знаменитой к тому времени гонке, стали будоражить воображение любителей паруса. Автор сумасшедшей идеи Владислав Мурников – яхтенный конструктор из Москвы, смог не только придумать, но смог найти спонсоров в лице Pepsi, на спонсорские деньги построить яхту по своему проекту, но главное он смог собрать наш советский экипаж – самых лучших из лучших. А ведь опыта океанских гонок не было ни у одного из участников. Так родился проект «Фазиси» - проект участия яхтсменов из СССР в крупнейшей мировой парусной регате.
С бешеным энтузиазмом ребята собирали лодку на судостроительном заводе в Поти. В самый разгар подготовки к гонке американская компания «Пепси» отказалась от участия. Американские патриоты требовали финансирования американской команды. В результате ухода главного из спонсоров яхта стала называться только «Фазиси», а денег стало резко не хватать.
Когда читаешь историю Фазиси, то понимаешь, что проект превратился в вечную борьбу с проблемами. В условиях остановки финансирования, пришлось пойти на сбор средств с простых граждан разных стран мира, с помощью специального фонда. По окончанию третьего этапа гонки, шкипер яхты Алексей Грищенко, покончил жизнь самоубийством. Но как известно русские не сдаются! В условиях практически полного банкротства, Фазиси вышла на старт в Портсмуте, и пройдя полностью всю кругосветку заняла одиннадцатое место из двадцати одного возможного. Безумству храбрых...
За время от развала СССР, до 2008 года, в регате, на Украинской яхте несколько раз принимали участие яхтсмены из Украины и России, в том числе и те, кто ходил на Фазиси.
Whitbread, наверное, так бы и осталась регатой для различных по уровню подготовки экипажей, регатой для спортсменов и регатой для любителей. В разных классах и дивизионах, если бы не Volvo. В 1997 году, компания становится генеральным спонсором регаты и в корне меняет формат проведения. В конструкторском бюро Брюса Фарра, разрабатывается конструкторская документация на лодку Volvo Open 60, - набор конструкторских требований к яхте участнице. В результате, яхты становятся существенно быстрее, флот регаты – одинаковым, а сама регата еще более опасным занятием. По новой идеологии и конструкции – яхта максимально легкая и при этом перегружена парусами. Она может идти существенно быстрее обычных лодок. На сегодняшний день мировой рекорд суточной скорости под парусами принадлежит экипажу Ericsson 4. За сутки яхта прошла 596.6 морских миль, со средней скоростью 45 километров в час.
И вот наступает 2007 год. Питерский бизнесмен Олег Жеребцов, принявший участие в нескольких парусных гонках, решает бросить вызов океану. Он на свои деньги строит лодку, приглашает экипаж и начинает тренировки. Двое из экипажа - участники проекта Фазиси. И начинаются опять те-же самые проблемы. Только вместо Pepsi, теперь наши местные компании. Единственный кто соглашается стать спонсором – проект по спасению Китов. Посему яхту называют Касатка, порт приписки Санкт – Петербург. В последний момент, все-таки удается назвать команду Team Russia, получить минимальную поддержку от федерации. Лодка прошла три этапа. Затем кончились деньги. И Жеребцов снимается с гонки. Финиш гонки 2008 – 2009 годов предусмотрен в Санкт Петербурге. В честь финиша впервые в городе, днем разводят мосты. Все лодки кроме одной заходят в Питер сами, яхту Косатка, заводят лоцманом. Сломался двигатель. Проекты Фазиси и Косатка во многом схожи. И по своей драме, и по проблемам. Но Мурников и Жеребцов смогли сделать главное - реализовать свое желание построить лодку и выйти на ней в мировую гонку. Опыт их ошибок будет очень полезен тем, кто пойдет вслед за ними. Безумству храбрых...
4 октября 2014 года, в испанском Аликанте, стартовала очередная океанская гонка Volvo. Команды из России, в ней нет…