История гонок. ФАСТНЕТ

В мире существует совсем не много мест или событий, которые подобно “яблоку Ньютона», меняют окружающий мир и являются отправной точкой для развития человечества. Подобно «семи чудесам света», они остаются в истории человечества, порой возвышаемые, порой забытые, но ни что и никто не может уменьшить их роль в истории. И одинокая скала в Ирландском море, которую невозможно найти на политической карте Земли, или на спутниковых фотографиях в Google Earth, расположенная по координатам 51 23’20” N и 9 36'14” W, носящая название Fastnet Rock, относится именно к таким местам. Эта скала с маяком, сделала для развития парусного спорта в мире столько, что ее без сомнения можно причислить к Семи Чудесам Парусного света.

В 1924 году (в год, когда в России умер Ленин, начался голод и закончилась гражданская война они уже во всю гонялись на яхтах), молодой англичанин Вестон Мартир (Weston Martyr), после участия в парусной гонке на Бермудах на яхте «Северное Сияние» (Northern Light), был настолько впечатлен гонками в океане, что написал письмо во влиятельный английский яхтенный журнал. Мартир писал: «это несомненно лучший вид спорта, которым может заниматься молодой джентльмен, ведь для участия в таком событии, необходимо обладать признаками истинного спортсмена – мастерством, мужеством и выносливостью».

Мартир, несомненно, обладал не только пробивной силой и упорством, но видимо и связями в высшем обществе, присущими истинному джентльмену, потому что после его возвращения в Англию, был организован гоночный комитет, для организации первой в истории Англии океанской оффшорной гонки. Этот-то комитет и разработал 615 мильный маршрут регаты, положив начало не только гонке Фастнет, но и целой плеяде 600 мильных океанских гонок.  Лодки, стартовавшие под залпы у острова Уайт (Isle of Wight), должны были идти сначала на юго-запад, вдоль побережья Великобритании, а затем, через Ирландское море к скале Fastnet Rock, обогнув которую, возвратиться обратно в Плимут (Plymouth). Причем, долгое время, остров Уайт и скалу Фастнет, можно было огибать любым бортом.

15 августа 1925 года, на стартовую линию, расположенную у Яхт Клуба имени королевы Виктории (Royal Victorian Yacht Club), вышло всего семь старых круизных яхт. У двух лодок дела пошли совсем плохо, а одна хоть и продвигалась к финишу, но так и не смогла закончить гонку.  Зато у двух других лодок, дела шли совсем наоборот. Борьба между «Джолли Бриз» (Jolie Brise) - 56 футовым куттером  и тридцатилетней «Джил» (Gull), закончилась в пользу Джолли Бриз. Пройдя маршрут за 6 дней, 14 часов и 45 минут, со средней скоростью 3,9 узла, финишировав на 20 часов раньше своего соперника, «Джолли Бриз» стала первым победителем в истории Фастнета. «Джолли Бриз» еще дважды, в 1929 и 1930 годах брала главный приз. Ее владелец и шкипер Джородж Мартин (George Martin), сразу после схода на берег объявил о создании Океанского Гоночного Клуба, известного теперь всему миру как RORC (Royal Ocean Racing Club). Интересно, что «Джолли Бриз», существует и сегодня. В 2000 году, эта яхта стала главным победителем «Tall Ships Race». По признанию абсолютно всех участников, гонка были признана забавной, и было принято решение провести Фастнет в следующем году.

От года к году количество яхт участниц Фастнета росло. К концу шестидесятых годов, стало понятно, что необходимо разработать систему уравнивания шансов на победу, лодок разной длинны, веса и площади парусности. В 1973 году, Королевский Яхт клуб разработал и опубликовал правила организации и проведения оффшорных гонок International Offshore Rule (IOR), одной из составляющих которых стала система гандикапа IRC, применяющаяся сегодня практически по всему миру. 

К концу семидесятых, Фастнет, стал настолько популярен, что на гонку 1979 года заявилось, и было допущено к старту 303 яхты. В гонке принимали участие и гоночные команды на дорогих спортивных яхтах и простые участники - любители, на круизных лодках, подготовленных к старту, достаточно посредственно. Никто из организаторов, потом никак не мог объяснить, почему никому в голову не пришло проверить готовность яхт и экипажей. 13 августа, ветер, усилившийся до 8 балов, превратил Ирландское море в кипящую пучину. Многие лодки не были оборудованы спасательными плотами, радиостанциями и не могли принимать метеопрогнозы. В результате сильнейшего шторма, из 303 стартовавших яхт, шестьдесят девять яхт не финишировало, двадцать три были оставлены экипажем или утонули. В гонке погибло 17 человек. Драма Фастнета 79 года, стала самой крупной трагедией в истории парусного спорта. До сих пор, в печати периодически появляются материалы с анализом той гонки, и тех ошибок, которые привели к трагедии. По итогам разбирательства, проведенного RORC, были разработаны правила выхода крейсерских яхт в море, применяемые повсеместно сегодня. Мы все, гоняющиеся и отдыхающие, капитаны и впервые вступающие на борт, обязаны своей безопасностью 17 людям, погибшим в Фастнете 79.  С 1980 года, количество яхт, принимающих участие в гонке ограничено тремястами. По этим же правилам, каждый, кто хочет принять участие в Фастнете, должен пройти курсы по выживанию на море, по борьбе с пожаром и первой помощью, по стандарту STCW 95, который сдают все экипажи круизных лайнеров и самолетов.

Сегодня, Фастнет, входя в тройку самых престижных парусных соревнований в мире, с 2005 года спонсируется Ролексом. Регата проводится раз в два года. Но несомненно, что история Фастнета, и его роль в развитии мирового парусного спорта, ставит детище Вестона Мартира и его последователей на первое место в любом рейтинге любых регат мира.

В последнее время, в гонке были замечены русские экипажи. Как правило это три-четыре полные лодки наших соотечественников, которые выходят в море не только с целью сделать селфи на фоне знаменитой скалы, но главное понять глубину своих собственных возможностей. Следующий Фастнет стартует как обычно в августе.

Возврат к списку